Алексей Семухин: «Основная задача главы поселения - пробудить общественное самосознание граждан»

Категория: общественные
Опубликовано 21.04.2016 13:09
Автор: PS
Просмотров: 3792

21 апреля в России празднуют День местного самоуправления. Принято считать, что это молодой праздник, но на самом деле еще в 1785 году российская императрица Екатерина II в этот день, 21 апреля, издала Жалованную грамоту городам. «Грамота» положила начало развитию законодательства о местном самоуправлении. Ко Дню местного самоуправления было приурочено интервью с главой Артыбашского сельского поселения - Алексеем Юрьевичем Семухиным.

- Алексей Юрьевич, в чем Вы видите основную задачу главы сельского поселения?  

- Я не буду говорить о задачах главы, предписанные должностной инструкцией. Скажу о другом. Я считаю, что основная задача главы сельского поселения - пробудить общественное самосознание граждан и собрать всех жителей поселения вместе. Когда все разобщены - это большая проблема и в таких условиях очень непросто работать. Важно сформулировать и дать одну идею, определить направление, которой будут следовать все, несмотря на разные интересы и мировоззрение. Выстраивание системы общественного самосознания и интересов групп лидеров.

Главная цель моей работы - выстраивание местного самоуправления как устойчивой системы развития и защиты местных интересов. Но это возможно только тогда, когда местное сообщество активно, причем, здесь нужно задействовать представителей всех слоев населения без исключения.

- Как поддерживать активность граждан?

- Чтобы активность населения не затухала, нужна система собраний. Приятно - неприятно, собрались-поговорили, выпустили пар, обменялись мнениями  работаем дальше. Каждый считает, что с ним должны каждую ситуацию проговаривать лично. Но не всегда это возможно, поэтому система собраний - наиболее важная. Глупо надеяться, что людям сказать нечего, или спросить, сказать всегда есть что, вопрос - когда? И чтобы это не стало неожиданностью, надо планомерно проговаривать обо всем. Поэтому я считаю, что отчеты главы поселения и депутатов - это необходимые для взаимодействия с гражданами мероприятия. Помимо этого я ежемесячно провожу десятки  встреч  с разными группами населения. 

- Что Вы вкладываете в понятие «защита местных интересов»?

- Выстраивание местного самоуправления как системы защиты местных интересов - это и нормативно-правовые документы (устав, решения, постановления), и выборная система, и подбор кадров, и управленческий профессионализм. Очень важно собрать вместе максимально активных, образованных людей, объединенных общими идеями и интересами. Еще важнее, чтобы эта объединяющая идея была заложена в конкретные документы. В нашем случае идеи развития мы заложили в генеральный план поселения. Вот тогда выстраивается системность, направление на будущее развитие. Пришли к управлению другие люди - а вектор движения уже задан. Идет последовательное продолжение начатого с использованием уже наработанного, а не свержение прежних идей и на этих обломках построение нового мира. Когда система наработала какой-то опыт и перешла на новый уровень, то эти результаты глупо терять. Когда все зацикливается на одном человеке или на одной организации, это неправильно. Ведь мы говорим о выстраивании местного самоуправления как системы. Ушел человек или выпало какое-то звено - а ничего не потерялось, система работает, развитие и движение вперед  продолжается.

- Какие принципы управления Вы используете в работе с депутатским корпусом?

- В депутатском корпусе при введении системы выбора главы из числа депутатов, которая у нас существует, важно собрать коалицию единомышленников - не менее 2/3, иначе ты и главой не сможешь являться. Второй, очень важный момент, формирование оппозиции, которая очень нужна, оппозиция - это побуждение к действиям и развитию, анализ противоположной точки зрения и как правило корректировка основного решения. Как только исчезает оппозиция, движение вперед замедляется. Депутаты в своей работе сталкиваются с большими проблемами во взаимодействии с населением. Население считает, что депутаты им все время что-то должны. Еще одна проблема - все ищут «царя», в сознании россиян генетически заложена монархическая модель управления государством, как «царь» скажет, так и будет. Но как только управление выстраивается в вертикаль, все местные интересы рассыпаются. Моя же задача - сформировать круг местных интересов, где изначально все, независимо от того депутат ты или нет, друг другу должны - у всех друг перед другом есть общественные обязательства, так как живем мы одним большим коллективом. Все эти договоренности на местном уровне ведут к самостоятельности. Только когда люди на месте осознают, что все зависит в большей степени не от «царя», а от них самих, начнется порядок.

- Можете более подробно рассказать про модель управления в Совете сельских депутатов? Совсем недавно новый Устав вызвал серьезный общественный резонанс.  

- Многие считают, что изменения в устав и введение системы выбора главы из числа депутатов утверждались для того, чтобы переизбраться на второй срок. Но делал я это как раз для защиты местного самоуправления и создания внутренней конкуренции. Также эта модель делалась для того, чтобы не осталось в стороне ни одного кандидата. Когда идут по 5 человек на главу при прямых выборах, один выбирается, а 4 остаются не у дел. И через 5 лет эти активные люди могут потерять активность, рвение, актуальность. Наша модель устава три года назад была первой в Республике Алтай. Потом ее  приняли на уровне района. Потом об этом стали говорить на республиканском правительственном уровне. При этом долгое время никто не упоминал о том,  что у нас уже давно все работает. И только сейчас, перед очередными выборами, модель нашего управления начинают ставить в пример. Но есть особенности данной модели, она работает только там, где есть активное гражданское сообщество, общественные объединения, политическая конкуренция  и желание граждан развивать местное самоуправление.  У меня нет задачи собирать всю власть в одни руки, наоборот, хочется, чтобы модель заработала самостоятельно с участием активных граждан и объединений. Но пока, при всех относительно неплохих результатах, нет того, чего бы  мне хотелось увидеть.

- Как выстраивается взаимодействие администрации сельского поселения с властями более высокого уровня?

- Как только мы определили свой уровень, круг своих интересов, свою самостийность, взвесили себя, поняли, куда идем, мы перешли на новый уровень - взаимодействие с районной властью. Нашли единомышленников, с которыми можно выстраивать взаимоотношения, в районный депутатский корпус подготовили кандидатов в депутаты от поселения. Нужно четко понимать, пока не установишь взаимоотношения на этом уровне, ты никуда дальше не сдвинешься. Можно конечно, находится в оппозиции, но это не принесет положительных результатов. Особенно теперь, когда деньги из поселений ушли в район, без выстраивания взаимоотношений с районной властью не прожить. Постоянно нужно договариваться. Следующая составляющая - это Правительство Республики Алтай, здесь тоже уже есть понимание, посмотрим, как будет дальше развиваться наше взаимодействие.

- Какие Вы видите перспективы развития местного самоуправления?

- Если честно, то учитывая как сегодня всё развивается, перспективы у поселений не радужные. Как я вижу, вслед за перераспределением полномочий между районом и поселением, последует усиление районной исполнительной власти. В результате  сельский депутатский корпус потеряет свои позиции - распоряжаться будет нечем, так как все полномочия по жизнеобеспечению населения ушли в район, финансы тоже в районе. Останутся только районные депутаты, и все. А в поселении останется  администратор, который будет контролировать исполнение распоряжений района. Боюсь, если так пойдет, то года через два перейдем на одноуровневую систему местного самоуправления и сельские поселения мы потеряем. И тогда на месте останутся только общественные инициативы, вот почему так важно сегодня становление гражданского общества.

- Вы являетесь секретарем Совета глав поселений Турочакского района. Расскажите, какая главная цель деятельности этого Совета?

- Совет глав поселений был создан для установления взаимодействия руководителей муниципальных образований района. На сегодняшний день в нашем районе есть профессиональное сообщество, люди, которые постоянно общаются друг с другом, помогают друг другу - делом, советом, так как у всех, по сути, одинаковые проблемы. И когда мы собираемся  вместе, нам есть о чем поговорить. Неформальные встречи, порой, имеют гораздо большее значение, чем официальные семинары и собрания.

Совет глав поселений работает и как форма эффективного взаимодействия с районной властью, и на сегодняшний день, в этой сфере мы достигли хороших результатов. Помимо этого, Совет глав поселений, это реальный кадровый резерв для районной администрации. Проработал главой – набрался опыта – можешь работать в администрации района. И это правильно, потому что перспективы карьерного роста должны быть обязательно.

- Каким образом администрация Артыбашского сельского поселения взаимодействует с Советом Телецкого озера?

- Совету Телецкого озера - это инновационная, организационная площадка для ведения конструктивного диалога между сторонами, изначально имеющими разные интересы и цели, и эффективного решения вопросов развития и управления территорией. Администрация Артыбашского поселения и Совет сельских депутатов вошли в состав этой организации. К тому же я лично являюсь одним из соучредителей Совета. Совет Телецкого озера - это центральная общественная организация - своего рода, ядро, объединяющее все другие общественные организации. Совет дает  импульс общественного развития и обеспечивает защиту местных интересов. За последние 7 лет на территории поселения создано ряд общественных организаций, которые сегодня действуют как система актуализации местных интересов, формирования гражданского сообщества. Гражданское общество защищает местные интересы и местное самоуправление защищает местные интересы - в этом направлении наше основное взаимодействие. И очень важно, чтобы одно другому не противоречило.

Также в рамках работы в Совете Телецкого озера мы тесно взаимодействуем с Алтайским заповедником. Согласно Концепции биосферных резерватов, наше поселение является территорией сотрудничества Алтайского биосферного заповедника. Для развития территории это взаимодействие выгодно и нам, и им.

- Вы придаете большое значение общественным организациям. А в чем, по-Вашему, устойчивость общественной составляющей в системе местного самоуправления?

- Наши общественные организации формировались на базе местного самоуправления. За этими организациями есть интересы - они обозначены внутри самих структур. Даже если уйдет инициатор, ядро все равно останется.  Структура останется, а вместе с ней интересы и договоренности между людьми. Конечно, без финансов это все, скорее всего, начнет угасать. И все наработанное может быть потеряно. А, может быть, наоборот, уровень самосознания людей еще больше поднимется. Когда люди поймут, что лобби ушло, никто никого не актуализирует, а развиваться как-то надо дальше, иначе будет снижен уровень, а хуже жить никто не хочет, все хотят жить лучше и никак иначе. Идея самосознания есть. Если найти источники финансирования для поддержания минимальной составляющей, это уже будет самостоятельная система. То есть, система защиты местных интересов уже сформирована.  И если мы вдруг потеряем местное самоуправление, мы не потеряем всю систему местного сообщества,  а лишь ее часть. И в этом наша устойчивость.

- Территориальное общественное объединение (ТОС) в селе Иогач стал первым ТОСом в Республике Алтай. Как возникла идея создания ТОСов в Артыбашском поселении?

 - ТОСы должны были пойти от депутатов - за каждым депутатом закреплен округ, в каждом округе - свой ТОС. На деле оказалось все по-другому. На сегодняшний момент в нашем поселении 3 ТОСа: - уличный комитет на улице Кедровой в Артыбаше без образования юридического лица, по улице Центральная в Иогаче с образованием юридического лица ТОС «Кедр»  и в Яйлю ТОС «Заповедное село». И принцип их создания во всех случаях одинаков - вокруг какой-то глобальной проблемы. Кедровая в Артыбаше - это водопровод, Центральная в Иогаче - это проблема электроснабжения домовладений, в Яйлю были свои идеологические задачи. Все уличные комитеты самостоятельно не организовались из добрых побуждений. Всё, так или иначе, формировалось с участием административного ресурса.  У нашей общественной инициативы не все идеально, если говорить о том, как есть в реальности. Я видел, как система уличных комитетов действует в Архангельске, когда был там на стажировке. Больше всего меня удивили люди - жители Архангельска и соседних деревень. Инициативные, конструктивные, умеющие договариваться, при этом совершенно не избалованные деньгами. Они активно участвуют в конкурсах, работают в социальных проектах, добровольно занимаются благоустройством, создают музеи, строят памятники, и делают это с полной самоотдачей. Система ТОСов сложилась при поддержке Правительства Архангельской области  благодаря выделению грантов  на социально-ориентированные проекты, защищаемые местными сообществами, и это работает. С каждым годом количество ТОСов растет и достигло уже около  900  в субъекте.

- Расскажите об опыте внедрения патентной системы налогообложения.

- Внедрение патента - яркий пример выстраивания системы договоров местных сообществ, который был реализован на базе Ассоциации предпринимателей Турочакского района. Предприниматели договорились, что нужна система, по которой налоги от их деятельности будут поступать в бюджет поселения. Этим задачам соответствовала патентная система налогообложения. В 2013 году Турочакский Совет районных депутатов принял решение, что с 1 января 2014 года 70% налогов от деятельности предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, будет поступать в бюджет сельских поселений. В Республике Алтай такая модель действует только в нашем районе, да и другие регионы России не могут похвастаться подобными передовыми идеями, в то время как такое перераспределение налогов - очень действенный механизм по увеличению налоговых сборов в местные бюджеты, повышению предпринимательской активности и выхода мелкого бизнеса из тени. Решению Совета депутатов предшествовала многолетняя совместная работа предпринимателей и администрации Артыбашского сельского поселения. В 2008 году мной было направлено ходатайство Главе Турочакского района и в Совет районных депутатов о несправедливом распределении средств из районного фонда финансовой поддержки сельских поселений. Далее были ходатайства от Ассоциации предпринимателей Турочакского района, неоднократные выступления артыбашских предпринимателей по данному вопросу на районных конференциях предпринимателей. И только в конце 2013 года Совет депутатов Турочакского района принял положительное решение. В результате за 2015 год в Артыбашском поселении было открыто 14 патентов (это касается зеленых домов и экскурсий на лодках). По согласованию с предпринимателями и сельскими депутатами эти налоговые поступления направляются на решение вопросов благоустройства и развития поселения. Первостепенность этих вопросов могут определять сами предприниматели, обратившись с ходатайством в Ассоциацию предпринимателей Турочакского района. 

- С какими  трудностями Вам приходится сталкиваться в своей работе?

- Самое сложное - это постоянная нестабильная ситуация, ежегодное изменение 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». В результате  каждый год начинаешь, как в первый раз. Еще одна острая проблема - нехватка финансовых средств. Любая система стабильна, если она самодостаточна. Финансовая составляющая очень важна - завтра тебе не дают денег, и все рушится. Как только пошатнулись финансы, следом сразу рушатся кадры. Люди не могут работать без заработной платы. Нормальным кадрам нужно платить достойную зарплату.

- Какими, по-Вашему мнению, качествами должен обладать глава поселения?

- В нашей работе нужно быть мобильным, иметь свою точку зрения, уметь отстаивать свои позиции. Самое главное - собрать всех вместе, выдать задачи, выработать системный подход ко всему. Если человек завтра уходит, система остается и работает без сбоев, всем все понятно. Обязательно должна быть преемственность. Должен быть подготовленный человек, знающий проблемы, знакомый с сообществом, умеющий эффективно взаимодействовать. А это и есть системный подход.  И направление есть,  и стратегические моменты продуманы, и тактические моменты подготовлены.  И очень важна психологическая готовность -  основная масса руководителей этого звена очень быстро ломается именно психологически. Потому что ресурсов  нет, ты отвечаешь за все в поселении, при этом у тебя ни денег, ни реальных полномочий, но ты все равно всё должен как-то решать. И нужно уметь решать проблемы в любых ситуациях - по-другому  главой поселения быть невозможно.

 

 Беседовала Ольга Самохвалова,

пресс-служба МО «Артыбашское сельское поселение»